8. Проводы Масленицы

Журнал Масленица

АРТИСТЫ, КОЛЛЕКТИВЫ, ШОУ-ПРОГРАММЫ, Казань

Проводы Масленицы.

В воскресенье — Прощеный день — устраивали проводы Масленицы. Главным элементом этого дня практически повсюду становился костер, хотя следует на­помнить, что в отдельных местностях костров не жгли. На основной территорий России масленичное веселье заканчивалось тради­ционным костром. С утра ребятишки и подростки собирали дрова для костра — жечь Масленицу:

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Уж то ли не дрова —

Осиновы дрова,

Березовы дрова!

Подавайте их сюда

На Масленицу,

На горельщицу!

Подмосковная молодежь в санях с чучелом Масленицы, с песнями и шумом ездила по окрестным селениям до темноты. А поздно вечером выезжала на поле, засеянное озимым хлебом, и здесь на приготовленном костре сжигали чучело.

Во второй половине 19 века девки и бабы разыгрывали настоящее представление похорон Масленицы — соломенной куклы, обряженной в бабью рубашку и сарафан, с платком на голове. Одна из женщин изображала попа, на нее надевали рогожу вместо ризы, а в руки давали висящий на веревке старый лапоть — «кадило». Двое играющих брали Маслени­цу «под руки» и в сопровождении толпы, под предводительством «попа» шли из одного конца деревни в другой, под пение различных веселых песен. Дойдя до конца деревни, процессия ненадолго останавливалась, чтобы, перед тем как от­правиться в обратный путь, уложить Масленицу на палки, изображающие носил­ки, и накрыть полотном. Завершив шествие на краю деревни, куклу-Масленицу раздевали, затем принимались трепать и разрывать. Во время шествия с Масле­ницей «поп» пародировал церковное отпевание: размахивая «кадилом», кричал «Аллилуйя!». Все шедшие сзади шумели, кричали кто во что горазд, плакали, хохотали. Куклу-Мас­леницу делают во многих домах на деревне, а хоронят только одну.

Когда Масленицу разрывали, сжигали — «хоронили», то пели (правильнее сказать, голосили) песни. Одни из них выражали сожаление по поводу того, что праздник подошел к концу, в других акцентировался мотив смерти и похорон Масленицы, многие включали строки укора в адрес «обманщицы-блиноедки»:

Прощай, Масленица,

Прощай, красная!

Наступает Великий пост,       

Дадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем!

Ай, Масленица,

Обманщица!

До поста довела -

Сама удрала!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

А мы Масленицу прокатали,

Мы в ямочку ее закопали.

Лежи, Масленица, до налетья...

У костра собиралось много народу. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: «Масленица, про­щай! А на тот год опять приезжай!» Девушки жалобными голосами выводили: «Сударыня-Масленица, протянися!» Парни же вели себя более бурно и выкри­кивали, поджигая костер: «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!»

В костер кидали оставшиеся блины: «Гори, блины, гори, Масленица!» Детям, наблюдавшим, как пламя поглощает последние блины, а иногда и вылитое в него молоко, объясняли: «Не будет больше блинов, молочка, маслица — все сгорело! Потерпите до Пасхи».

Парни, мальчишки, веселящиеся вокруг костра, нарочно перемазывались са­жей и старались других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек. К ним присоединялись зятья, молодые мужики, которым доставляло большое удовольствие мазануть сажей тещ: «Теща, люли, поджаривай блины!»

Легко заметить, что проводы Масленицы — не что иное, как ритуальное уничтожение и веселые похороны олицетворявшего ее чучела. Повсюду послед­ним аккордом, кульминацией и одновременно завершением праздника и масле­ничного буйства было огненное действо. Выглядело оно по-разному.

Сооружали один большой костер, на который со всей деревни стаскивали хво­рост, старые вещи, солому, поленья, а сверху на эту кучу устанавливали чучело из соломы, оформленное в виде антропоморфного существа. В больших селах нередко возводили несколько костров — на каждой улице, в разных концах селения. Чучела на костре могло и не быть, или его заменяло весьма примитивное изображение — та же палка с перекладиной наподобие креста, опутанной соломой и сверху украшенная веником. Иногда это был обыкновенный пук соломы, на­крученный на длинную палку. Могли также сжигать колесо, обвитое соломой и водруженное на высокий шест. Известна традиция устраивать по деревне шествие с соломенными горящими факелами. В любом случае непременным был сам акт сожжения Масленицы под хохот, плач, пляску и обрядовое пение-скандирование.

Манера исполнения масленичных песен очень своеобразна, в ней сохрани­лись древнейшие черты ритуального пения-заклинания, пения-плача, пения-крика. Фольклористы и все, кому доводилось слышать, что и как поют в естественной ситуации праздника, поражались звучанию масленичных песен и требованиям, которые предъявлялись к этому пению самими исполнителями.

Пелись такие песни обыкновенно женщинами на улице, чаще всего на возвышенных местах, «чтобы далеко слышно было», чтобы, как поясняли в одной из псковских деревень, «выше лесу голос подымался». Забравшись на холмы, высокие берега рек, на огромные сугробы, наметенные за зиму, женщины пели «истовым» звуком, почти кричали. Бросается в глаза стран­ное, в какой-то степени парадоксальное сочетание текста и напева. Веселые, на­смешливые, грубовато-озорные слова масленичных песен пропеваются серьезно, напряженно, властно; мелодика их драматична и напоминает причитания.

Песни, будучи очень важ­ной частью Масленицы, талантом народа объединили в себе оба полюса празд­нично-обрядового содержания. Смех и плач, благодарность и брань, надежда на будущее и страх перед ним оказались в песнях соединенными и одновременно разведенными (текст и напев). Вновь перед нами воплощение древнейшей идеи гибели ради жизни, обновления мира через смерть божества или его ритуального знака, образа. Так что понятно, почему обрядовые масленичные песни полнос­тью соответствуют надрывно-веселым похоронам Масленицы и ритмическому приплясыванию, пританцовыванию.

Затухающий костер был знаком к окончанию веселья, шуток, беснований у огня, катаний «до одури» с гор и на лошадях. Смолкали масленичные песни — до следующего года.

Однако настоящим финалом обряда сожжения Масленицы было растаскива­ние золы, остатков костра. Их разбрасывали по огородам и полям, передавая «горячность» и силу масленичного огня еще холодной, не пробудившейся земле.

 

Ритуал прощения-прощания

Последним актом масленичного празднества был ритуал прощения-прощания, давший название завершающему дню — Прощеное воскресенье.

Прощаясь, люди как бы перекидывали мостик от веселой широкой Маслени­цы к строгому Великому посту.

В народном названии воскресенья соединились два смысла: простить (дать, получить прощение) и проститься (прощаться). В преддверии Великого поста люди, стремясь очиститься от всего греховного, просили друг у друга прощение, причем выглядело это как прощание. Жители Псковщины прямо говорили: «За­жигают костер. Все собравши, как на смерть, — прощаются, песни поют. Великий пост настает».

Младшие приходили к старшим и по очереди, начиная с детей, кланялись и произносили: «Простите меня, пожалуйста, буде в чем виноват перед вами», «Прости, Христа ради, в чем я пред тобой согрешил». В ответ звучало: «Прости и ты меня», «Бог простит, и мы прощаем». Последним просил прощение у всего рода, семьи самый старший. Придя к соседям или друзьям, становились около дверей на колени и, обращаясь к хозяевам, говорили: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам за этот год». Хозяева и все находя­щиеся в доме отвечали: «Бог вас простит, и мы тут же». После этого обнимались, троекратно целовались, и хозяева предлагали угощение. В семейном кругу перед ритуалом прощения-прощания устраивался ужин, за которым обязательным по­следним блюдом была яичница.

С давних, быть может дохристианских, времен на Руси принято было про­сить прощение за все причиненные обиды, вольные и невольные прегрешения и прощать все близким, друзьям перед уходом надолго и далеко, отправляясь на битву и т. п., то есть в ситуациях, когда не было уверенности, что возвраще­ние в отчий дом будет скорым или что оно вообще произойдет.

«Прощай» — антипод «До свидания».

Обыденное сознание интуитивно воспринимало Масленицу как пир и веселье перед концом, апеллируя к древнейшей концепции годового круга, по которой смена времен года (точнее, двух основных сезонов — осенне-зимнего и весен­не-летнего) происходит не гладко, а «на стыке», столкновении. Такая «стыков­ка» — момент переломный, опасный, чреватый самыми разными неожиданнос­тями, непредсказуемостями, вплоть до остановки времени, ненаступления следующего этапа, невозобновления жизненного цикла.

То, что первым днем Масленицы оказалось воскресенье (неделя) о Страшном Суде, безусловно, усиливало в ней мотивы светопреставления, конца света и способствовало закреплению обычая прощаться, просить у окружающих проще­ния и самому прощать всех. Понятно, почему в Прощеное воскресенье во мно­гих местах посещали кладбища, оставляли на могилах блины и, поклонясь праху родных, просили у них прощение.

За Масленицей начинается другой, новый виток жизни. Люди вступали в долгий Великий пост, символически повторяя, проживая путь Христа на Голго­фу и к Светлому Воскресению.

 

Ежегодно в Казани проводится активное празднование Масленицы. Рестораны и кафе Казани готовы предложить Вам в Масленичную неделю особое меню из традиционных русских блюд, и конечно же блины.

артисты казани

праздники и традициикафемасленицаНовый годартисты 

02.10.2009, 4876 просмотров.

Фотогалерея

  • Счастливая семья

Просмотров: 4681

Комментарии: 0



Благотворительность

Благотворительный Фонд помощи детям «Луч Света»

Каталог услуг

Реклама на сайте

Последние сообщения на форуме

  • Нужен совет

    Здравствуйте. Как вы считаете можно ли доверять работу по бурению скважины вот этой компании http://sbk-everest.ru/ Нужен грамотн...

    Дата: 27.11.2017 10:48:43

    Автор: tobys

  • Нужен совет

    Доброго времени суток. А что если разослать смс с помощью этого сервиса https://sms-prosto.ru/ Как думаете? Просто слышал, что см...

    Дата: 23.11.2017 12:15:03

    Автор: tobys

  • Фестиваль красок в Нью-Дели

    Отмечают данный праздник в Индии и посвящен он приходу весны! Длиться два дня в новолуние, согласно легенде, которая гласит, что ...

    Дата: 08.08.2017 12:07:16

    Автор: DarinaJa

Календарь событий

Сегодня 22 июня 2018, пятница

Праздничные новости

Всемирный день йоги в Казани 18.06.2018
Просмотров: 6

Всех поклонников йоги 21 июня ждут в Grand Hotel Kazan, чтобы вместе праздновать Всемирный день духовных и физических практик.

фестиваль, танцы в казани, классическая музыка

Фестиваль болельщиков FIFA™ в Казани 14.06.2018
Просмотров: 8

Фестиваль болельщиков FIFA™ будет проходить в Казани целый месяц – с 14 июня по 15 июля.

концерты, фестиваль

Концерт Arash в Казани 11.06.2018
Просмотров: 7

19 июня «Корстон» преобразится в оазис прекрасных восточных мелодий: на его сцену выйдет Arash.

концерт

Всемирный день блондинок 25.05.2018
Просмотров: 62

У самой яркой, самой заметной и светлоголовой части человечества есть свой собственный праздник. И он отмечается 31 мая.

праздник

28 мая – День брюнеток 25.05.2018
Просмотров: 69

И хоть праздник неофициальный, это отличный способ порадовать знойных и ярких брюнеток.

праздник


Архив

Реклама на сайте

Праздничные эксперты

Накопилось много вопросов по свадьбе? Мы ответим!

Опросы

Статистика

Rambler's Top100