5. Кулачные бои и взятие снежного городка

Журнал Масленица

ПРАЗДНИЧНЫЕ АГЕНТСТВА - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКОВ

Кулачные бои.

Масленичное веселье включало в себя и силовые игры, среди которых у русских наиболее распространенными были кулачные бои и взятие «снежного городка».

Кулачные бои имели две главные разновидности: бились «сам на сам» (каждый сам за себя, против всех) и «стенка на стенку» (одна группа против другой). В «ку­лачках», как нередко в народе называлась эта забава, принимало участие практи­чески все мужское население. Устраивались такие бои на «широкой Масленице» — в четверг или пятницу, когда масленичный разгул достигал своего апогея.

Масленица-пышка на улицу вышла,

На гору кататься, с ребятами драться!

Ребята — дураки, нажимали кулаки,

Нажимали кулаки все на Масленицы на боки!

Поразмять на Масленичной неделе косточки «в драке кулаками для забавы, для молодечества» одинаково любили и крестьяне, и горожане; кулачные бои в городах и крупных селах нередко принимали грандиозный характер, иногда заканчиваясь и тяжелыми увечьями.

Невзирая ни на какую погоду, кулачный бой разгорался с особенным азартом к вечеру. «Тут уж стена не наблюдается — все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья».

Со стороны казалось, что толпа дерущихся мужиков неуправляема, что, войдя в раж, они колотили друг друга без разбора, не признавая никаких норм и законов. На самом деле у кулачников существовали строгие неписаные правила ведения боя, будь то рукопашная схватка один на один, стенка на стенку, или самый древний вид — «свальный бой» (бойцы одной партии шли на противника не стенкой, а врассыпную), или борьба «на поясах», или палочный бой. Состязания в кулачном бою регламентировались определенными правилами, отражавшими морально-этичес­кие нормы, господствовавшие в традиционном обществе. Напри­мер, биться следовало «по любви», то есть «не иметь сердца» на противника; за­прещалось бить лежачего, наносить удары сзади, брать в руки предметы, утяже­лявшие удар (скажем, кастет, камень). Правила «стеночного» боя включали и такое положение: «лежачий в драку не ходит», что означало: «боец, сбитый на землю и оказавшийся при наступлении противной „стенки" в тылу ее, не имел права встать и снова вступить в бой; для этого ему надо было достичь пределов своей „стенки", обежав вокруг поля боя». По многочисленным свидетельствам, нарушение традиционных пра­вил каралось самым жестким образом: виновного били и своя, и чужая стороны, и он с позором изгонялся с поля боя. Бывали случаи, когда боец наказывался за использование приемов, которые хотя и не запрещались, но могли быть признаны обществом как нечестные.

Повсеместно соблюдался особый порядок выхода на бой. Обязателен был ри­туальный зачин — «задирание», «похвальба»: перед началом схватки с обеих сторон в адрес друг друга раздавались насмешки с целью раззадорить, задеть противника, вывести его из равновесия. Когда словесная перебранка достигала высшей точки, в бой двумя партиями вступали подростки 12—14 лет. После того как определялся перевес одной из сторон, в бой спешили, защищая своих, «выростки» 13—17 лет, младшие же в обязательном порядке выходили из игры. За «выростками» на поле шли мужики, и тогда начинался «заправский» бой. В нем тоже соблюдалась оче­редность: первыми в кулачное противоборство вступали «женихи» — холостые парни лет 18—23. Через некоторое время они переходили на фланги двух выступивших вперед рядов взрослых — «женатых». Последних иногда сменяли «стари­ки», особенно если бой принимал опасный характер и «взрослые» не могли вовремя остановиться; и только при появлении на поле «стариков» заканчивали сражение.

Бой иной раз длился несколько часов. По окончании его борцы расходились по домам, горячо обсуждая ход и результаты сражения. Зла обычно никто не держал, и поставленный проигравшими «выкуп» распивался всеми на равных.

 

Взятие снежного городка.

Взятие снежного городка — излюбленная потеха сибиряков. Это, так сказать, «визитная карточка» сибирской Масленицы. Хотя в 19 веке ее знали также в Тульской, Пензенской, Симбирской губерниях, причем в двух вариантах — дет­ском и взрослом, она нигде не достигала тех масштабов и того размаха, какой был присущ «взятию снежного городка» в Сибири.

Из снега и ледяных глыб возводились настоящие крепости с арками, башнями, высокими стенами, которые иногда украшались ледяными скульптурами. Чтобы закрепить сооружение, его обливали водой, что, кстати, делало поверхность кре­пости скользкой и трудной для штурма. Защитники крепости («городка»), воору­женные снежками разной величины — «пулями» и «ядрами», отбивались от напа­дающих, которые стремились прорваться в укрепление и развалить его — «взять», «сломать город». Штурмующие крепость мальчишки обычно вооружались метла­ми и помелами. Если среди нападающих взрослых кроме пеших были и всадники, обороняющие тогда использовали не только снежки, но и палки.

После взятия городка предводителя атакующей стороны, носившего громкое звание «воевода», «атаман», нередко купали в проруби. Затем начиналось всеоб­щее угощение — приносили блины и выставлялось ведро водки, остальная еда — по обстоятельствам и возможностям. В конце концов все с песнями расходились по домам.

В южных районах России, где снега и льда не было, существовал свой вари­ант масленичной игры «взятие города». Под «городом» здесь понималась ком­пания девушек, оборонявшихся от парней и молодых мужиков.

В казачьих станицах в установленное традицией время все девушки собирались на выбранном заранее месте, приносили с собой длинную и широ­кую скамью. Вооружившись палками, они вставали на скамью, готовые защи­щать свой «город». Мужчины верхом на конях штурмовали «девичью крепость»; молодые казачки, обороняясь, нещадно колотили их палками. Кому удавалось пробиться сквозь строй девушек и оказаться у них в тылу, то есть «взять город», тот получал право перецеловать всех защитниц.

 

Ежегодно в Казани проводится яркое и красочное празднование Масленицы. Хотите организовать свой веселый праздник в Казани? Зайдите на страничку "ПРАЗДНИЧНЫЕ АГЕНТСТВА"

артисты казани

масленица 

02.10.2009, 6535 просмотров.

Фотогалерея

Просмотров: 4712

Комментарии: 0



Благотворительность

Благотворительный Фонд помощи детям «Луч Света»

Каталог услуг

Реклама на сайте

Последние сообщения на форуме

  • День Святого Валентина ; )))

    Уже меньше чем через месяц День Святого Валентина))))) Это праздник влюбленных!!! И я уверена что большинство из нас на кануне эт...

    Дата: 28.01.2010 14:13:15

    Автор: Шоколадка

  • День почтальона РФ

    На сколько я знаю, почтальоны давно уже вымерли как вид....

    Дата: 23.05.2010 14:12:53

    Автор: Руслан

  • Требуются менеджеры

    На интернет порталы Свадьба в Казани и Праздник в Казани, требуются менеджеры активных продаж. Просьба высылать ваши резюме по ад...

    Дата: 11.08.2010 09:48:43

    Автор: Руслан

Календарь событий

Сегодня 14 декабря 2018, friday

Праздничные новости

Новогодний ЭкоФест 2019 в Казани 07.12.2018
Просмотров: 28

16 декабря все жители Казани могут сдать макулатуру, обменяться вещами и сходить на мастер-классы. И всё это в рамках «Новогоднего ЭкоФеста-2019».

Шоу Blue Man Group в Казани 29.11.2018
Просмотров: 26

14 и 15 декабря «Татнефть-Арену» накроет блистательный перформанс Blue Man Group.

Концерт «АИГЕЛ» в Казани 29.11.2018
Просмотров: 18

В прошлом году первый альбом дуэта АИГЕЛ «1190» оказался во всех музыкальных чартах. Трек «Татарин» в мгновение ока стал народным хитом. Группа уже успела засветиться в «Вечернем Урганте», Comedy Club и MTV Soundcheck.

Концерт группы Слот в Казани 28.11.2018
Просмотров: 21

15 декабря – всем в СЛОТ! Прекраснейшая Дария «Нуки» Ставрович со своими ребятами зажжет диско-клуб «Пирамида» своим неповторимым голосом.

Концерт группы «Волга-Волга» в Казани 27.11.2018
Просмотров: 31

Такой команду «Волга-Волга» ещё не видел никто. Никогда!


Архив

Реклама на сайте

Праздничные эксперты

Накопилось много вопросов по свадьбе? Мы ответим!

Опросы

Статистика

Rambler's Top100