4. Катание на лошадях и ледяные горы

Журнал Масленица

ПРАЗДНИЧНЫЕ АГЕНТСТВА - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКОВ

Катание на лошадях.

В представлении любого из нас, Масленица — это сани с впряженными в них лошадьми, несущимися во весь опор по зимней дороге под залихватский пере­звон колокольчиков на дуге; это снежная пыль из-под копыт, песни и наярива­ние гармошек, цветастые шали, тулупы нараспашку; свист ветра в ушах и рас­красневшиеся лица. Да, катание на лошадях и с гор — истинные русские раз­влечения, которым на Масленичной неделе предавалось едва ли не все население страны.

Катались по своей деревне с заездом в соседние, объезжали целиком приход, состоящий из крупного села и расположенных в его округе деревень. Знамени­тые тройки с бубенцами заполоняли города и пригороды.

Запрягу я коня вороного,

Посажу я кума молодого.

Масленица счастливая,

Протянися подольше!

Катание на лошадях и с ледяных гор являлось центральным моментом празднества Масленицы.

Кое-где на Русском Севере само название праздника переносилось на верени­цу саней с молодежью. Сани обычно следовали друг за другом, а иногда бы­ли связаны, так что получался один длиннющий поезд, ездивший из деревни в деревню, из села в село по всей волости. Въезд такого поезда, ожидавшегося с нетерпением, расценивался (соответственно и назывался) как встреча Масле­ницы.

Масштаб широты и разгульности традиционной Масленицы кажется сегод­няшнему человеку неправдоподобным. Взять те же масленичные поезда. Иной раз они достигали грандиозных размеров. В Горском приходе Осиновского уезда, состоящем из 13 деревень, в Мас­леницу 1868 года ездили на 550 лошадях. К дугам было привязано 2200 коло­кольчиков. Колокольчики заливаются под дугами, и нигде нельзя спрятаться от их звона.

Отличительной особенностью масленичных катаний на лошадях было «красование» девушек и молодых женщин, выражавшееся в демонстрации нарядов, а также в стремлении как можно лучше украсить сбрую лошадей и сани. В Прощеное воскресенье катались на лошадях в самых лучших нарядах было положено несколько раз менять наряд. Интересны некоторые детали щегольства девушек и молодиц: усаживаясь в сани, они «подвертывали сзади шубу, чтоб показать дорогой мех, и не надевали перчаток, чтоб показать, сколько у них колец».

В один из последних дней Масленицы парни должны были катать пригля­нувшихся им девушек. «Женихи» из всей окрути съезжались в село и перема­нивали друг у друга будущих невест, загоняя ради них лошадей, стараясь при­влечь внимание не только упряжью и конями, но и своей удалью, щедростью, готовностью «выложиться» перед девичьей компанией. Обычай этот нашел от­ражение в веселых, насмешливых частушках:

Девки, Масленка идет,

Кто нас покатает?

У Петруни за двором

Сивка пропадает.

Я о Масленке катался,

Трое саней изломал,

Ворона коня замучил,

А милашку покатал.

Что миленку не кататься

Лошадь вороная,

Сбруя вся под серебро,

Тальянка именная.

Не целуй меня на улице —

Целуй меня в сенях.

Не целуй меня в сенях —

Целуй на Маслену в санях!

Девочки-беляночки,

Садитесь ко мне в саночки.

Я мальчишка в чуечке,

Прокачу вдоль улочки.

Милый мой, а я твоя,

Закрой полой, замерзну я.

Замерзла, не согреюся,

Люблю я, не надеюся!

Катания на санях имели везде свой местный колорит. В Сибири компания гуляющих, посидев в одном доме, отправлялась в следующий, но прежде некоторое время каталась с песнями по деревенским улицам, чтобы дать возможность очередной хозяйке приготовить все к приему гостей. В нескольких деревнях центральной России додумались до того, что в сани ставили печку и пекли на ней блины прямо на ходу!

В Казани существовал особый этикет обращения парней с девушками, ко­торых приглашали покататься: своих (из собственной деревни) сажали на колени себе, а к чужим, приехавшим на праздник из других мест, сами садились на колени. В деревнях, расположенных недалеко от Углича, по традиции, парень каждый круг катался с разными девушками, чтобы не было обид.

Сибирь славилась конскими бегами. Всадники верхом на «бегунцах» (скако­вых лошадях) с азартом оспаривали «заклад», который ставили на них зрители. Конские бега как масленичное развлечение были известны и на Алтае» где они многое переняли от местного населения, в частности от казахов. К примеру, в селе Сибирячиха парни и девушки на лошадях поднимались в горы и там в об­щих скачках парни должны были нагонять девушек.

Катанию на лошадях и скачкам придавался большой смысл, выходивший далеко за рамки простого увеселения. По народным представлениям, всякое дви­жение обладает определенной магией, оно связано с понятиями жизни, начала, обретения, изменения. Многое зависит от способа движения, продолжительнос­ти, скорости, интенсивности, направленности (вперед, назад, прямо, по кругу, «змейкой», вверх, вниз и т.д.). Не случайно основные глаголы движения в рус­ском языке многозначны и образуют массу выражений, производных слов, ко­торые сохраняют первичный, глубинный смысл — двигаясь, что-нибудь полу­чить, изменить, самому измениться.

Не случайно и люди, связанные с перемещением в пространстве, движением по дороге, в фольклорном сознании наделены особыми, подчас сверхъестествен­ными знаниями и способностями. Это странники, паломники, калики перехожие, скоморохи.

В рамках календарного праздника езде на лошадях приписывалась большая магическая сила, прежде всего продуцирующая (т.е. производительная).

Чем активнее, веселей катание, тем лучше будет урожай. Псковичи увязывали масленичное катание на лошадях с длиной льняного волокна, с интенсивностью роста и качеством льна и конопли. Пришпо­ривая коней и убыстряя бег саней, они кричали: «Лен-ленок, уродись золотист, шелковист!» Способствовать хорошему росту льна должны были ребятишки, кото­рых специально катали по деревне и которые «расплачивались» за полученное удо­вольствие многократным выкрикиванием заклинаний: «Чтоб у тебя лен длинный вырос!». Разумеется, в масленичном катании велика роль коня. Конь с древнейших времен у всех народов служил символом солнца, и круговые катания на лошадях под звон бубенцов можно рассматривать как ритуальное движение, долженствую­щее повлиять на активность солнца, повернуть его к весне и теплу. В древности «конские ристалища» (когда-то на Руси так назывались скачки на лошадях) вос­принимались, по-видимому, тоже как один из способов разбудить землю, пере­дать ей энергию и горячность всадников, надеясь этим «спровоцировать», уско­рить приход весны.

 

Ледяные горы.

Катание на лошадях обычно сменялось катанием с ледяных гор — не менее популярной зимней забавой, которой в Масленицу предавалось почти что все население России.

Дети катались с гор в течение всей Масленицы, молодежь и взрослые присо­единялись к ним позже, со среды или четверга.

Ожидая Масленицу, готовили «катушки»: заливали водой спуски с гор, хол­мов, берегов рек и пр., обязательно накатывали их (это задание с удовольствием выполняли дети и подростки). В тех местах, где не было естественных возвы­шенностей, сооружали деревянные горы. В мастерах и охотниках никогда не было недостатка, занимались этим и солидные мужики, отцы семейств, и моло­дые мужья, и холостые парни, и вездесущие мальчишки.

Катались с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах, на залитой водой и подмороженной коровьей шкуре. Дети использовали простые круглые ледяш­ки — куски льда, приспосабливали старое большое сито — в него набивали сено, а снизу поливали водой и замораживали. Скатываться на таких ледяшках было особенно весело, потому что они вертелись, крутились, правда, удержаться на них непросто, тут нужен определенный навык.

Безусловно, катание с гор — любимое развлечение, полное острых ощуще­ний, радостное и веселое. Но за ним стояло и нечто более серьезное, хотя и имевшее форму игры, забавы.

По спуску с горы, например, судили о собственной судьбе: кто в первое масленичное катание съехал с ледяной горы благополучно, тому предстоит хо­роший год; чем дольше и дальше скатишься, тем длиннее будет твоя жизнь. Случалось, престарелый дед просил помочь ему подняться на гору и спуститься с нее. Молодежь, смеясь, подхватывала его под белы руки, поднимала наверх и, усадив на рогожу, осторожно сталкивала с горы. Внизу старика приветствовали: «Ну, дед, с горы съехал благополучно, значит, протянешь еще год, а уж до Светлого Воскресенья непременно доживешь!»

Рассказывали о том, что раньше молодые отцы брали на руки новорожденных сынишек и спускались с ними с горы — чтобы наследник хорошо вошел в жизнь, был здоровым, сильным, храбрым и скорым на все дела.

С точки зрения земледельца, спуски с ледяных гор призваны были «раска­чать» природу, разбудить ее от зимнего сна. В этом смысле катания на лошадях и с ледяных гор одинаково принадлежали магическим обрядам аграрного и солярного культов. Считалось, что от интенсивности катания, высоты гор, гром­кости песен и смеха катающихся зависит характер весны и в конечном счете будущий урожай. По длине ската судили о росте льна и конопли. Во всех местах, где выращивали лен, существовала примета относительно мальчишеского спуска с горы в первый день, при встрече Масленицы: кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее, потому ребята, прежде чем скатиться с горы, обычно громко провозглашали: «Качусь на матушкин лен!»

Прямая зависимость скатывания с горы и качества льняной нити, урожай­ности зерновых хорошо видна на старинном обычае кататься с гор на донцах прялок, кое-где сохранявшемся и в конце 19 века. В Подмосковье на такое катание отправлялись лучшие пряхи от каждой семьи, и у той, что дальше прокатится, считалось, будет и самый хороший лен. Для усиления действенности ритуала пряхи садились на донца обнаженным телом, что по их убеждению должно было способствовать росту льна и проса.

Катание с гор нередко увязывалось и с предстоящим браком. В святочных подблюдных песнях «саночки-самокаточки» обозначали для девушки уход из до­ма, замужество; колядки, таусени, адресован­ные девушке на выданье, тоже включали образ горы и съезжающих с нее саней:

Супротив его двора приукатана гора,

Приукатана гора, принаколоты дрова:

Хотят пиво варить, хотят Трошеньку женить.

Да взять ли, не взять ли у Филиппа дочь,

У Филиппа дочь, дочку Танюшку.

То, что загадывалось, предсказывалось в Святки, приобретало уже не словес­ное, а действенное продолжение в Масленицу: девушкам и парням полагалось много и шумно кататься с гор. У поморов, к примеру, принято было за правило, чтобы у каждой девушки были свои горочные санки, «так как от этого зависела возможность пригласить парня для катания с горы, что имело важное значение в глазах всей группы молодежи».

 

Ежегодно в Казани проводится яркое и красочное празднование Масленицы. Хотите организовать свой веселый праздник в Казани? Зайдите на страничку "ПРАЗДНИЧНЫЕ АГЕНТСТВА"

салют казань

праздники и традициимасленица 

02.10.2009, 8608 просмотров.

Фотогалерея

  • Карамель

Просмотров: 3968

Комментарии: 0



Благотворительность

Благотворительный Фонд помощи детям «Луч Света»

Каталог услуг

Реклама на сайте

Последние сообщения на форуме

  • Нужен совет

    Здравствуйте. Как вы считаете можно ли доверять работу по бурению скважины вот этой компании http://sbk-everest.ru/ Нужен грамотн...

    Дата: 27.11.2017 10:48:43

    Автор: tobys

  • Нужен совет

    Доброго времени суток. А что если разослать смс с помощью этого сервиса https://sms-prosto.ru/ Как думаете? Просто слышал, что см...

    Дата: 23.11.2017 12:15:03

    Автор: tobys

  • Фестиваль красок в Нью-Дели

    Отмечают данный праздник в Индии и посвящен он приходу весны! Длиться два дня в новолуние, согласно легенде, которая гласит, что ...

    Дата: 08.08.2017 12:07:16

    Автор: DarinaJa

Календарь событий

Сегодня 17 августа 2018, пятница

Праздничные новости

27 августа – День российского кино 30.07.2018
Просмотров: 39

Изначально этот праздник был рупором пропаганды. Советская власть «взяла кинематограф в свои руки», чтобы правильно воздействовать на народ.

праздник

19 августа – Всемирный день фотографии 30.07.2018
Просмотров: 48

Фотография – уникальнейшее явление, позволяющее запечатлеть важные моменты и красивые места. С помощью снимков можно хоть на мгновение вернуться в прошлое, вспомнить  замечательные мгновения.

фотографы, праздник

Концерт группы ЛСП в Казани 29.07.2018
Просмотров: 43

30 сентября в клубе «Корстон» Олег ЛСП презентует альбом HELL AND BACK.

концерт

Open art festival в Казани 28.07.2018
Просмотров: 46

Уникальный арт-фестиваль «Open art» состоится 4 августа. Встречаемся в «Горкинско-Ометьевском Лесу».

фестиваль, живая музыка

MaxPowerCarsKazanRing Canyon 28.07.2018
Просмотров: 47

4 августа на KazanRing Canyon пройдёт одно из старейших и самых престижных соревнований в дисциплине «time-attack».


Архив

Реклама на сайте

Праздничные эксперты

Накопилось много вопросов по свадьбе? Мы ответим!

Опросы

Статистика

Rambler's Top100