1. Сырная неделя (седмица)

Журнал Масленица

ВЫЕЗДНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, КЕЙТЕРИНГ, Казань

В ряду традиционных годовых праздников Масленица занимает особое место. Специфически русский праздник, прямых аналогов которому нет у других сла­вян, Масленица во многом остается загадкой для исследователей традиционной культуры.

Масленица относится к подвижным, переходящим праздникам. Справляется она до Пасхи, перед Великим постом. Поскольку сроки Пасхи колеблются при­мерно в пределах месяца, то и Масленица может отмечаться в период со второй половины февраля до начала марта.

Масленичная неделя в православном церковном календаре именуется мясо­пустной или сырной и рассматривается как подготовка к самому длительному — Великому посту, завершающемуся Светлым Христовым Воскресением — Пас­хой. Это полупост, своеобразный переходный этап к Великому посту, когда уже нельзя есть мясо, но еще можно употреблять молочные продукты. В церковном календаре Сырную седмицу открывает неделя (воскресенье) о Страшном Суде. За ней идет неделя (воскресенье), посвященная теме изгнания Адама и Евы из рая. Это последние воскресенье перед Великим постом называется Прощеным.

Как получилось, что семь дней, долженствующие напоминать о завершении человеческой истории, о конце света, ознаменованном Вторым Пришествием Христа и Страшным Судом, совпали в народной системе годовых праздников с откровенно языческим, безудержным весельем, временем сплошного объедения, полной раскрепощенности, отказа от норм и правил обыденной жизни? Почему, в отличие от других больших праздников, корнями уходящих в дохристианскую культуру, но испытавших сильнейшее влияние православия, Масленица практи­чески не подверглась христианскому переосмыслению и к ней не приурочен никакой значительный праздник церковного календаря? В чем причина необы­чайной живучести и популярности этого праздника, сохранения в нем множества архаических элементов культуры, языческих, по сути, ритуалов и представлений?

Полагают, что ответы на эти вопросы заключены в сроках проведения Мас­леницы. По-видимому, в дохристианские и раннехристианские времена, а воз­можно, и гораздо позднее, Масленицу справляли в другие сроки — ближе к весне, к древнему мартовскому Новому году, к весеннему равноденствию, или в период летнего солнцестояния, когда масленичная обрядность составляла су­щественную часть единого языческого празднования проводов весны и встречи лета, то есть Купальских празднеств. Если принять эту гипотезу, то современное местоположение Масленицы в годовом круге представляется явлением поздним и объясняется оно окончательным оформлением церковного календаря, в ре­зультате чего «исконное» время языческого праздника оказалось «занято» Пасхой и Великим постом, вытеснившими Масленицу на февраль.

Так или иначе, но Масленица выжила и сохранила себя, более того — под­чинила себе множество разных по происхождению, старинных и новых элемен­тов. И неделя, церковным календарем предназначенная для того, чтобы верую­щие люди настроились на период телесного воздержания, духовной сосредото­ченности, покаяния, в традиционном русском быту стала ярким, наполненным радостью жизни праздником. По единодушному признанию, это самый шум­ный, веселый, разгульный праздник, который не оставлял безучастными ни ста­рых, ни малых, ни холостых, ни семейных, ни богатых, ни бедных.

Пожалуй, нет в России человека, который не знал и не любил бы Масленицы. Удивительное дело, но этот праздник никогда не уходил из жизни народа. Мас­леница оказалась неподвластна времени, капризной моде, идеологическому прес­сингу, запретам и пр. Она пережила даже все непростые коллизии и трагические катаклизмы 20 века.

К середине 19 века, когда активно велись записи народных обычаев, обря­дов, верований, Масленица представлена была большим количеством локальных вариантов, которые, однако, сохраняли основные составляющие праздника — обилие еды, главное блюдо — блины, катание с гор и на лошадях, чествование молодоженов и проводы Масленицы (костры).

Рассказ о Масленице, пожалуй, следует начать с эпитетов, которыми народ удостоил этот праздник, и названий дней, в него входящих. Ни один праздник не имел столько эпитетов — уважительных и фамильярно-грубоватых. Маслени­цу называли веселой, честной, широкой, госпожой, боярыней и широкорожей, объедухой, блиноедкой, блюдолизой, мокрохвосткой, ерзовкой, обманщицей, вер­тушкой, кривошейкой и т.п.

Всю гамму масленичных эпитетов донесли до нас пословицы, поговорки, присловья, песни, подписи к лубочным картинкам, специфические «указы», за­читывавшиеся или произносившиеся в период масленичного веселья. Вот лишь некоторые примеры малых фольклорных жанров.

Масленица — объедуха, деньгам приберуха.

Масленица широка — затопила и Великий пост.

Масленица-кривошейка, провела нас хорошенько.

Масленица — обманщица: обманула, провела, нагуляться не дала!

Ищет, где сорок лет Масленица и по три года мелкие праздники.

Пили о Маслену, а с похмелья ломит на Радуницу.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Маслена не на век достается.

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай.

Масленица — ерзовка,

Обманула нас, плутовка,

Оставила нас

На кислый квас,

На постные щи,

На голодные харчи!

«Душа ли ты моя, Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться! Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях ко­зырных, на широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...».

Ни один праздник из тех, что длились неделю и больше, не закрепил особого названия за каждым днем. У Масленицы же все дни поименованы, и перечень их представляет, собственно, масленичную программу, сценарий праздника, ру­ководство к действию. При этом нельзя забывать, что уже в конце 19 века, а может быть, и изначально, далеко не во всякой деревне или городе бытовали все названия.

Понедельник — встреча.

Вторник — заигрыши.

Среда — лакомка.

Четверг — разгул, широкая Масленица, перелом.

Пятница — тещины вечера (вечёрки).

Суббота — золовкины посиделки.

Воскресенье — проводы, целовник, Прощеный день.

С Масленицей народ «на ты», запросто, что вовсе не отрицает серьезного к ней отношения и обязательного соблюдения входящих в нее ритуалов, соотне­сенных с ней норм поведения. Это серьезность разгула и строгость этикета внутри самой праздничной свободы; обрядовая ориентированность на смех, предусмот­ренное традицией единение и равенство в веселье, мировоззренчески оправдан­ная стихия свободы, шумного и радостного проявления себя ради демонстрации (в рамках праздника) идеального состояния общества, где все сыты, благополуч­ны, красивы, здоровы, полны жизненной энергии, открыты для плотской люб­ви и готовы продолжать род человеческий. Словом, это то, что нашло отражение в народной в поговорке: «Не жизнь, а Масленица!»

В Казани Масленица считалась праздником большим и обязательным. Хоть с себя что заложить, а Маслену проводить — таков четко выраженный посло­вицей взгляд народа на этот праздник.

Масленица — своеобразные каникулы, отменявшие всякий производитель­ный труд. Данные этнографов и бытописателей, полученные в разное время и из различных краев России, буквально повторяют друг друга, варьируясь в де­талях.

В поморских селах «никто не работал даже по хозяйству, готовили огромное количество еды и непременно блины, ходили в гости и смотреть на развлечения молодежи». На Алтае «с четверга переставали ткать, «об­ряжали» избу скатертями и полотенцами, надевали праздничные платья. С этого момента начинались уличные гулянья, вечёрки с песнями и плясками, катания на лошадях и с горок». В Ярославской губернии «в пятницу работник уже нейдет на барку, пильщик вешает свою пилу, работящий в лесу приходит домой».

В масленичный круговорот веселья включалось все население. Как писал в первой половине 19 века И.П.Сахаров, «не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств — значило в старину жить в горькой беде, и то при старости, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног».

Масленичную неделю не случайно называют «сплошной». На протяжении семи дней еду не убирали со стола (во всяком случае, традиционные блины должны были стоять там все время). С утра до позднего вечера шли народные гулянья. Все — от мала до велика — принимали участие в праздничном веселье, исключение составляли только больные и немощные люди.

Писавшие о Масленице зачастую тоже попадали под ее власть, и сухая, бес­страстная фиксация народных обычаев вдруг превращалась в любование празд­ником, а автор как бы проговаривался о своем неравнодушии к масленичному веселью. Всякая хозяйка дома, встав рано поутру, заботилась о том, чтобы побольше наготовить всяких угощений, а хо­зяин зазывал к себе гостей. Пир шел горой чуть не в каждом доме. Масленичный восторг выражался в пении, пляске, различных играх молодежи, сменяясь время от времени плачем слишком наугостившихся женщин, которые обнимали друг друга, приговаривая: „Матушка, кумушка, сватушка, кабы ты-то у меня, что бы там было!" — „Насилу дождались такого праздничка, а его дожидали целый годик! Да что делать, хоть на час да вскачь!" И это чрезмерное невоздержание, этот масленичный разгул, в конце недели достигающий своего апогея, объясня­ется упорно держащимся старинным взглядом, что не потешиться в широкую Масленицу — значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить.

 

Ежегодно в Казани проводится активное празднование Масленицы. Рестораны и кафе Казани готовы предложить Вам в Масленичную неделю особое меню из традиционных русских блюд, и конечно же блины.

проведение праздников казань

кейтерингсценариймасленица 

22.09.2009, 4550 просмотров.

Фотогалерея

Просмотров: 4482

Комментарии: 0



Благотворительность

Благотворительный Фонд помощи детям «Луч Света»

Каталог услуг

Реклама на сайте

Последние сообщения на форуме

  • День Святого Валентина ; )))

    Уже меньше чем через месяц День Святого Валентина))))) Это праздник влюбленных!!! И я уверена что большинство из нас на кануне эт...

    Дата: 28.01.2010 14:13:15

    Автор: Шоколадка

  • День почтальона РФ

    На сколько я знаю, почтальоны давно уже вымерли как вид....

    Дата: 23.05.2010 14:12:53

    Автор: Руслан

  • Требуются менеджеры

    На интернет порталы Свадьба в Казани и Праздник в Казани, требуются менеджеры активных продаж. Просьба высылать ваши резюме по ад...

    Дата: 11.08.2010 09:48:43

    Автор: Руслан

Календарь событий

Сегодня 16 октября 2018, tuesday

Праздничные новости

Концерт Ольги Бузовой в Казани 01.10.2018
Просмотров: 49

Кто популярнее всех в нашей стране? Чьи песни занимают места в чартах еще до того, как люди их расслушают..Конечно, это Ольга Бузова.

Бузова Инстаграм, Бузова в Казани 26 октября, Ольга Бузова в Казани, Концерт Ольги Бузовой в Казани

Концерт Линды в Казани 30.09.2018
Просмотров: 43

25 октября пивной ресторан «Максимилианс» представляет: мистическая и загадочная Линда приглашает путешествовать по параллельным мирам.

Линда в Казани, концерт Линды в Казани, Линда Ворона, Линда Макс Фадеев

Лариса Долина и Филармонический джаз-оркестр в Казани 30.09.2018
Просмотров: 45

12 октября в Татарской государственной филармонии имени Тукая состоится торжественное открытие V Международного фестиваля «Джазовая Казань»!

Лариса Долина в Казани, Лариса Долина и Филармонический джаз-оркестр

Казанский фестиваль крафта 2018 23.09.2018
Просмотров: 71

5 и 6 октября на «Казанской Ярмарке» пройдет IV казанский фестиваль крафта.

Официальное закрытие мотосезона в Казани 22.09.2018
Просмотров: 72

29 сентября на площади у центра семьи «Казан» мотосезон торжественно завершится!


Архив

Реклама на сайте

Праздничные эксперты

Накопилось много вопросов по свадьбе? Мы ответим!

Опросы

Статистика

Rambler's Top100



 
 
микрозаймы без процентов